Что ждет налогоплательщиков в цифровой экономике?
Концепция цифровой экономики предполагает, что все сведения об экономических субъектах, объектах экономических отношений и самих этих отношениях (вещных правах, сделках, ограничениях и обременениях прав, льготах, преференциях и законодательных нормах, регулирующих экономические отношения) будут храниться, передаваться и обрабатываться в электронно-цифровой форме. Данный подход позволяет не только упростить хранение, передачу и обработку данных, но и делает возможной массовую автоматизированную их проверку.
Налоговые органы Российской Федерации демонстрируют высокую степень готовности к цифровой экономике. Еще в 2016 году была введена в работу автоматизированная информационная система “Налог 3” в числе задач которой явно упомянуты такие:
- создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;
- создание и внедрение электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;
- переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы;
- обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов.
(см. Положение об АИС "Налог-3" , п. 4, пп. б), г) и пп. г) и д) дополнительных задач).
Для предприятий и организаций это означает следующее (см. таблицу):
Раньше | Теперь |
---|---|
Сведения учета предоставлялись в бумажном виде и анализировались вручную. | Сведения учета должны предоставляться и анализироваться в электронной форме. |
Сведения подавались в налоговый орган только в определенных случаях, известное число раз в году. | Налоговый орган может в любое время провести “внезапную проверку”, выгрузив из учетной системы налогоплательщика данные, нужные для расчета налогов и (остается вопрос о правомерности таких проверок, но можно предположить, что при наличии технической возможности законодательная регламентация – лишь вопрос времени). В перспективе исчезает само понятие налоговой проверки – все хозяйственные операции проверяются в реальном времени. |
Сведения, поступившие в бумажном виде, анализировались долго и потому выборочно, не исключались ошибки, вызванные человеческим фактором. | Автоматическая проверка происходит быстро и возможна сразу по большому числу критериев. Список критериев проверки будет расширен и углублен, в том числе для оценки реального влияния на экономику мер по стимулированию бизнеса за счет налоговых льгот и преференций. Ситуации, требующие ручной проверки экспертами, могут быть автоматически выделены из общей массы и дополнительно тщательно проанализированы вручную. |
Проверка сведений вручную отнимала много времени, потому количество возможных критериев проверки было ограничено. | Автоматическая проверка происходит быстро и возможна сразу по большому числу критериев. Список критериев проверки будет расширен и углублен, в том числе для оценки реального влияния на экономику мер по стимулированию бизнеса за счет налоговых льгот и преференций. Ситуации, требующие ручной проверки экспертами, могут быть автоматически выделены из общей массы и дополнительно тщательно проанализированы вручную. |
Предприятия могли лоббировать в органах власти выгодные им льготы и преференции. | Налоговые органы получат возможность оценить реальный масштаб применения каждой из льгот налогоплательщиками, рассчитать влияние каждой из льгот на налоговую базу и предложить отменить малоэффективные льготы, что может существенно повлиять на размер налоговых платежей отдельных предприятий. |
Предприятия могли решать спорные вопросы о величине налога путем согласований с территориальным налоговым органом. | Все необходимые данные для расчета налога будут доступны на всех вышестоящих уровнях. Любые попытки согласовать налоговый платеж ниже расчетного будут немедленно замечены и оспорены с перспективой штрафов, пени для налогоплательщика и личной ответственности (вплоть до уголовной) его уполномоченных лиц. |
Применительно к срокам внедрения конкретных технологий в статье "Налогообложение в условиях цифровой реальности: вызовы налогового администрирования и решения для бизнеса", размещенной на сайте Палаты налоговых консультантов, приводятся следующие данные:
- 2018-2019 годы – модель “цифровой зрелости”, подразумевающая внедрение электронного документооборота и отчетности (в настоящее время уже работает);
- 2020-2021 годы – модель “полностью цифровой организации”,
- 2025 год – модель “адаптивная платформа”, которая подразумевает взаимодействие с налогоплательщиками в режиме реального времени и исполнение налоговых обязательств в автоматическом режиме.
Теги: налоговая проверканалоговый мониторингналоговый рискцифровизацияцифровой налоговый контроль