27.06.2023 Источник:
  • 4821
  • 0

Данные как актив: роль НСИ регулятора Цифровая экономика – экономика, основанная на данных.

В настоящее время все компании пытаются получить прибыль из своих данных. Т. е. воспринимают данные как актив. Получение прибыли от любого актива происходит по формуле:

прибыль = доходы – расходы (издержки).

Следовательно, цель максимизации прибыли сводится к двум задачам. Максимизировать доходы от использования имеющихся данных.

• повысить эффективность сбыта за счет расширения пула потенциальных покупателей и ассортимента продаваемой продукции вследствие наблюдения полного спектра рыночных возможностей;

• обеспечить быстрый возврат инвестиций за счет регуляторных преференций, увеличивающих амортизацию в налоговом учете для уменьшения налоговой базы налога на прибыль (и повышения чистой прибыли);

• получить возможность участия в федеральных и региональных программах софинансирования бизнеса. Минимизировать издержки процесса работы с данными, а также снизить операционные издержки, используя качественные данные для принятия более эффективных решений.

• снизить затраты на получение, хранение, передачу данных, как внутри компании, так и вовне, а также на подготовку данных к работе, в т. ч. к аналитической обработке в системах поддержки принятия управленческих решений;

• повысить эффективность налогообложения: правильный расчет ставки и базы по налогам на прибыль и на имущество, полноценное применение налоговых льгот, правильный расчет обязательных платежей;

• повысить эффективность закупочной деятельности за счет роста числа потенциальных поставщиков, расширения конкурентной среды (с возможным снижением цены и/или повышением качества закупаемых товаров), исключения коррупционной составляющей.

Во всех задачах взаимодействия с регулятором (налогообложение, исчисление и уплата обязательных платежей, предоставление статистической информации, определение отраслевой принадлежности организаций, регулирование тарифообразования естественных монополий, соблюдение требований охраны окружающей среды, охраны труда и промышленной безопасности, осуществление регламентируемых закупок/поставок по 44-ФЗ, 223-ФЗ, получение субсидий и преференций) обязательным является использование НСИ регулятора. Перечисленные задачи характерны для любой организации, независимо от ее размера и рода деятельности. Таким образом, НСИ регулятора вынуждены использовать и используют в работе все.

Бизнес-процессы, непосредственно использующие сведения НСИ регулятора, тесно связаны с остальными ключевыми бизнес-процессами любой организации (закупки, эксплуатация, ТОиР, все виды учета, продажи), причем и в материальном, и в информационном отношении. Использование собственной НСИ в этих процессах влечет неизбежные проблемы при переходе от внутренней НСИ к НСИ регулятора. Более того, даже формальное повсеместное применение НСИ регулятора, не учитывающее ее внутренних взаимосвязей и не использующее их в информационном обмене, приводит к появлению в информационных системах некачественных (недостоверных) сведений, которые нельзя ни передавать контрагентам (как государству, так и организациям), ни эффективно использовать при принятии управленческих решений.

В такой ситуации не имеет альтернативы сквозное применение во всех бизнес-процессах организации НСИ регулятора с опорой на имеющиеся в ней нормативно обусловленные взаимосвязи, позволяющие безошибочно переходить между разнородными сведениями НСИ (например, между кодами разных Общероссийских классификаторов) и без опаски использовать связанные данные (сведения о льготах, преференциях, особых указаниях к кодам и пр.).

Очевидные выгоды от сквозного применения НСИ регулятора таковы.

Никому из сотрудников не придется долго осваивать новую НСИ: скорее всего, они постоянно встречались в своей работе с этими сведениями. Однако возможно, что они до сих пор не представляли их во внутренней взаимосвязи и не включали в сквозной процесс информационного обмена.

Повсеместное применение НСИ регулятора значительно упростит поиск контрагентов в торговых операциях и дальнейший информационный обмен между ними. Сделается возможным точный стандартизированный поиск любых необходимых товаров, которые были классифицированы их производителями, и точное принятие решений, основанных на связанных данных (льготы, преференции, которые возможно получить при приобретении и использовании данного товара). Это преимущество проявит себя в полной мере, когда НСИ регулятора будет использоваться как основа для информационного взаимодействия.

Использование нормативных взаимосвязей в НСИ регулятора избавит данные в информационных системах организаций от результатов оценочных суждений, сделанных неспециалистами. Все сведения, требующие профессиональной оценки и специальных знаний (как, например, классификационные коды товаров и услуг), будут сделаны профессионалами из числа производителей этих благ. Дальнейшие же классификационные сведения НСИ, нужные в информационном обмене, могут выводиться неспециалистами (в т. ч. автоматизированно) на базе нормативно предписанных взаимосвязей НСИ регулятора.

Отказ от использования указанного подхода приводит к резкому росту финансовых и трудовых затрат организации на работу с НСИ при одновременном снижении достоверности информации, вплоть до невозможности ее использования. Вначале НСИ становится ненадежной при принятии управленческих решений, а в дальнейшем – и для обмена данными с регулятором и контрагентами. Такая НСИ – уже не актив, а пассив, способный генерировать не прибыль, а только неоправданные и трудно оцениваемые издержки.

Теги: бухгалтерский учетинвестиционный налоговый вычетналоговая льготаналоговый рискналоговый учет