Минэкономразвития отменил свое письмо о разграничении движимого и недвижимого имущества

Не успела позиция Минэкономразвития России о разграничении движимого и недвижимого имущества, выраженная в письме от 12.02.2020г. № Д23и-4183, выйти в свет, как ФНС сообщила о его отзыве (письма Минэкономразвития от 20.02.2020г. № Д23и-5346, ФНС от 25.02.2020г. № БС-4-21/3137@). Причина – вступление в силу постановления Правительства РФ от 12.02.2020г. № 131, согласно которому полномочия Минэкономразвития сокращены.

Справочно. Ранее, ФНС России в письме от 14.02.2020г. № БС-4-21/2584@ довело до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налогообложения имущества организаций, в т.ч. обеспечивающих проведение камеральных налоговых проверок, письмо Минэкономразвития России от 12.02.2020г. № Д23и-4183 «Об отнесении объектов, входящих в состав имущественного комплекса атомной станции, к объектам недвижимого имущества», полученное в связи с обращением УФНС России.

Труды министерства оказались напрасными и не оцененными, при том, что самим исполнительным органом в письме от 12.02.2020г. № Д23и-4183 отдельно было обозначено, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008г. № 437), Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства РФ в вопросах разграничения движимого и недвижимого имущества, следовательно, толкование норм не носит официального характера.

Итак, в письме ведомство выразило мнение по следующим положениям:

  • Под объектами капитального строительства понимаются здания и сооружения, которые строятся на основании разрешений на строительство (уведомлений о начале строительства).

Понятие объектов капитального строительства предусмотрено в п. 10 ст. 1 ГрК РФ и определено как «здание… сооружение … за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)». В понятии «объект капитального строительства» есть неопределенность, что не позволяет отделить «настоящие» объекты от «ложных», являющихся улучшением земельного участка (гражданское законодательство также использует для обозначения этого правового явления понятие «составная часть»), из-за отсутствия ясности в вопросе, что является улучшением. Однако, из приведенного ряда примеров следует, что к объектам капитального строительства не относятся такие сооружения, которые хотя и имеют прочную связь с землей, не требуют разрешения на строительство или декларации о начале строительства.

  • Между понятием «объект капитального строительства» и «недвижимая вещь» отсутствует полное соответствие.

Во-первых, понятия разные по своему объему: недвижимой вещью является не только постройка, но и земельный участок, и образованные из постройки помещения, машино-места и проч. Во-вторых, понятия применяются для разных целей. Используемое в градостроительном законодательстве понятие «объект капитального строительства» применяется прежде всего для описания общественных отношений в ходе строительства здания или сооружения, его ремонта, реконструкции (ч. 1 ст. 4 ГрК РФ). В гражданском законодательстве употребляется понятие «недвижимая вещь», «недвижимость», «недвижимое имущество» для определения зданий и сооружений как вещей, в отношении которых возникают права и обязанности участников гражданского оборота.

  • Строения и сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию, относятся к объектам капитального строительства и с большой степенью вероятности – к объектам недвижимости.

Отождествление обоих понятий возможно, когда они применяются к уже построенному зданию (сооружению) – вероятность признания капитального объекта после завершения его строительства объектом недвижимости (или образования из него объекта недвижимости) весьма высока, в то время как некапитальная постройка, как правило, не становится недвижимостью. Доводы подкреплены решениями Верховного суда РФ. Например, в определении ВС РФ от 22.12.2015г. по делу № 304-ЭС15-11476, А27-18141/2014 при решении вопроса о признании вещи недвижимостью предлагалось представить доказательства возведения здания в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил. В определении ВС РФ от 01.04.2019г. № 309-ЭС19-2232 по делу № А71-18575/2017 было указано, что дополнительным признаком недвижимой вещи является признак самостоятельности недвижимой вещи. Выводы высшего судебного органа позволяют заключить, что для признания объекта недвижимостью нужны такие же условия, что и для признания здания (сооружения) объектом капитального строительства: наличие разрешения (уведомления) о строительстве и наличие самостоятельной хозяйственной ценности, т.е. возможности быть отдельным предметом в гражданском обороте.

Некапитальная постройка, то есть сооружение, которое не имеет прочной связи с землей и конструктивные характеристики которого позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж, последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) можно отнести, с точки зрения гражданского права, к отделимым улучшениям.

  • Улучшения земельного участка, которые ГрК РФ не признает ни объектами капстроительства, ни объектами некапитального строительства, гражданское право с большей вероятностью считает неотделимыми улучшениями (составными частями) земельного участка.

Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014г. № 1300) использование земель и земельных участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения объектов, для большинства из которых предусмотрено условие об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство, т.е.  являющихся либо неотделимыми улучшениями земельного участка, либо некапитальными объектами.  В силу п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется. Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, объекты, попадающие под регулирование ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, не могут являться объектами капитального строительства. По мнению ВС РФ, изложенному в определении от 02.08.2019г. № 306-ЭС19-12084 по делу № А65-14059/2018, земельным законодательством и постановлением № 1300 не предусмотрено в качестве основания для использования публичных земель в особом порядке (без их предоставления) строительство капитальных объектов. Учитывая изложенное, Минэкономразвития делает вывод, что в случае если объекты, речь о которых идет в обращении, построены и введены в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, то такие объекты с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

Обращаем внимание, что, несмотря на отзыв письма, позиция Минэкономразвития сохранилась в ранее опубликованном ведомством письме от 11.10.2016г. № Д23и-4847: сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, с большой степенью вероятности относятся к объектам недвижимости. Более того, в целях полноценного вовлечения в гражданский оборот объектов недвижимого имущества, совершенствования вопросов их государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на них Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием представителей предпринимательского сообщества разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе» и «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе», направленные на совершенствование сложившегося гражданского оборота недвижимости. Что подтверждает вовлеченность министерства в предмет разграничения имущества на движимое и недвижимое.

Таким образом, за налогоплательщиком остается право: использовать мнение исполнительного органа на практике или нет. В любом случае объекты, которые проектировались и возводились как объекты капитального строительства (или в его составе) в соответствии с разрешительной и проектной документацией, могут быть признаны ФНС объектами недвижимого имущества (либо его неотъемлемой составной частью) (см. дело № А40-85398/19 с ПАО «Орскнефтеоргсинтез»).

Теги: движимое имуществонедвижимое имуществообъект капитального строительстваразрешительная документация

Связанные материалы:

  1. Суд и ФНС утверждают, что платить налог на имущество с оборудования, которое обеспечивает работоспособность недвижимости, необходимо;
  2. Надземные технологические трубопроводы признаны объектом недвижимости;
  3. ФНС и суды считают, что движимое имущество, являющееся частью сложного объекта недвижимости, должно облагаться налогом на имущество (судебная практика за период 01.12.2019г.-16.01.2020г.);