Суды подтверждают необходимость использования прямого переходного ключа между ОКОФ ОК 013-94 и ОКОФ ОК 013-2014 для определения амортизационной группы

 

Напомним, что с 01.01.2017г. действует новый Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014г. № 2018-ст. Документ принят взамен ранее действующего до 31.12.2017г. Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994г. № 359. В свою очередь, с 01.01.2017г. приказом Росстандарта от 21.04.2016г. № 458 утверждены и введены в действие прямой и обратный переходный ключ между ОКОФ ОК 013-94 и ОК 013-2014. Ввиду сокращения количества кодов (1720 кодов ОК 013-2014 против 11 040 кодов ОК 013-94) в большинстве случаев поиск нового кода ОКОФ ОК 013-2014 возможен только с помощью старого кода ОКОФ ОК 013-94 и прямого переходного ключа.  

Прямой и обратный переходный ключ между ОКОФ ОК 013-94 и ОК 013-2014 заявлены Ростандартом как справочные, т.е. информативные и не обязательные к применению, что вызывает сомнения, противоречия и неясности при их применении. Например, необходимо классифицировать кодом ОКОФ ОК 013-2014 трансформатор типа ТДН-16000/110-УХЛ1, электрический, силовой, мощностью 16000 кВxА, напряжением 110 кВ, используемый для работы в электрических сетях общего назначения. Напрямую в классификаторе ОКОФ ОК 013-2014 код, точно описывающий объект, не представлен. Однако в старом классификаторе ОКОФ ОК 013-94 объекту соответствует код 14 3115161 «Трансформаторы силовые V габарита (мощностью до 32 000 кВxА включительно, напряжением от 35 до 110 кВ включительно) общего назначения». В прямом переходном ключе данный код сопоставлен с новым кодом ОКОФ ОК 013-2014 330.30.20.31.117 «Машины энергосиловые и сварочные путевые и агрегаты», наименование и описание иерархической структуры которого относится к железнодорожной отрасли, что противоречит сути классифицируемого объекта.  

Таким образом, возникает вопрос: в случае, если не удается найти новый код ОКОФ ОК 013-2014 напрямую в классификаторе ОКОФ ОК 013-2014, можно ли на основании «справочный данных» прямого переходного ключа с учетом старого кода ОКОФ ОК 013-94 присвоить объекту код ОКОФ ОК 013-2014, не отвечающий заданным параметрам объекта.  Т.е. вопрос приоритетности использования прямого переходного ключа при классификации объектов основных средств кодом ОКОФ ОК 013-2014 в большинстве случаев остается открытым.

Однако, еще в 2016г. Минфином России были опубликованы письма (от 27.12.2016г. № 02-07-08/78243, от 30.12.2016г. № 02-08-07/79584), указывающие на необходимость поиска кода ОКОФ ОК 013-2014 с учетом кода ОКОФ ОК 013-94 и прямого переходного ключа. В 2017 году Минфин России также ссылается на прямой переходный ключ (Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29.12.2017г. № 03-03-06/1/88413, Письмо Минфина России от 21.09.2017г. № 02-06-10/61195). Более того, выбор кода ОКОФ ОК 013-2014 поставлен в прямую зависимость от прямого переходного ключа самим Министерством экономического развития во внутренних локально-нормативных актах (абз. 7 п. 6.14 приказа Министерства экономического развития РФ от 22.12.2017г. № 696 «Об утверждении Положения об учетной политике в Министерстве экономического развития Российской Федерации»). При этом в приказе прописано, что при наличии противоречий с прямым переходным ключом постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов Минэкономразвития РФ может принимать самостоятельное решение по отнесению таких объектов к соответствующей группе кодов ОКОФ ОК 013-2014 и определению сроков их полезного использования.

Стоит заметить, что большинство противоречий в пользу прямого переходного ключа снимаются при работе с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. Документ включает в себя позиции, соответствующие связке кодов ОКОФ ОК 013-94 кодам ОКОФ ОК 013-2014, т.е. многие коды ОКОФ ОК 013-2014 сопоставлены со словесными примечаниями, которые описывают объекты, соответствующие по наименованию коду ОКОФ ОК 013-94 (например, коду ОКОФ ОК 013-2014 330.30.20.31.117 «Машины энергосиловые и сварочные путевые и агрегаты», напрямую представленному в Классификации основных средств в седьмой амортизационной группе, соответствует словесное примечание «трансформаторы электрические, преобразователи статические и индукторы; выключатели, контакторы и реверсоры переменного тока высокого напряжения; разъединители, короткозамыкатели, отделители, заземлители переменного тока высокого напряжения; трансформаторы напряжения высоковольтные; оборудование силовое тяговых подстанций, постов секционирования, пунктов параллельного соединения, приборы и приспособления для их монтажа и эксплуатационного обслуживания». Отсюда вывод, что только по старому коду ОКОФ ОК 013-94, прямому переходному ключу и словесному примечанию к коду ОКОФ ОК 013-2014 объекту «трансформатор высокого напряжения» можно без ошибок определить седьмую амортизационную группу. Верность классификации объекта кодом ОКОФ ОК 013-2014 330.30.20.31.117 «Машины энергосиловые и сварочные путевые и агрегаты», и определению ему седьмой амортизационной группы также подтверждают и суды (см.  Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018г. № 03АП-1229/18).

В настоящее время имеются судебные решения, в которых налоговый орган и суды, доказывая свою позицию, ссылаются на прямой переходный ключ, что также подтверждает правомерность его использования, как одного из основополагающих документов при классификации объектов основных средств кодом ОКОФ ОК 013-2014 (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2018г. № Ф07-915/18 по делу № А56-38561/2016 о признании права собственности в отношении земельного участка; Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.06.2018г. № Ф02-1700/18 по делу № А33-28570/2016, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.05.2018г. № Ф02-1525/18 по делу № А33-28569/2016, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.12.2017г. № Ф02-6247/17 по делу № А33-28571/2016, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.05.2018г. № Ф02-2020/18 по делу № А33-28572/2016 о признании незаконным акта органа власти в отношении недвижимого имущества).

Особое внимание следует обратить на Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2018г. № 08АП-4566/18 по делу № А75-9847/2017, где истцом выступало ОАО «Когалымнефтегеофизика», ответчиком – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

На настоящий момент дело рассмотрено в апелляционной инстанции и завершено в пользу налогового органа. Арбитражный суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции об обоснованности доводов налогового органа, что срок полезного использования спорных объектов, по меньшей мере, не может быть менее 12 месяцев, что свидетельствует о том, что спорное имущество относится к амортизируемому имуществу первой амортизируемой группы, в связи с чем организации доначислен налог на прибыль, пени и штраф.

Суть спора заключается в следующем:

Организация единовременно списала в расходы по налогу на прибыль в 2013-2014гг. имущество, признанное материально-производственными запасами, – ключи динамометрические и ключи трубных фрикционных. По мнению организации, в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.2002г., данные объекты не указаны, а также в договоре и иных первичных документах срок службы не уточнен. Поэтому спорному имуществу, самостоятельно, был установлен срок полезного использования менее 12 месяцев. Однако налоговый орган и суды, не согласились с организацией по следующим основаниям. Объектам соответствует код ОКОФ ОК 013-94 14 2928636 «Ключи ручные», которому по прямому переходному ключу найдено соответствие с кодом ОКОФ ОК 013-2014 330.28.92.27.190 «Машины самоходные для добычи полезных ископаемых прочие». Код ОКОФ 330.28.92.27.190 представлен в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, и ему определена первая амортизационная группа (все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно). Более того в качестве довода налоговый орган и суды ссылаются на пункт 7.2 Договора поставки от 11.07.2014г. № 05-14/RU, где указано, что гарантийный срок поставленного товара, в том числе спорного имущества, составляет 12 месяцев со дня принятия покупателем товара. Срок службы, в соответствии со статьей 5 Закона от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителя», есть период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению. Тем самым, исходя из буквального толкования указанной нормы, по мнению налогового органа и суда, гарантийный срок является составной частью срока службы, и соответственно, не может быть меньше его.

Данный судебный акт по делу № А75-9847/2017 доказывает, что налоговый орган и суды для определения амортизационной группы объекту основного средства с учетом кода ОКОФ ОК 013-2014 используют старый код ОКОФ ОК 013-94 и прямой переходный ключ.

Однако из материалов дела видно, что спорное имущество было приобретено до введения в действие нового ОКОФ ОК 013-2014, что противоречит нормам законодательства РФ о вступлении в силу актов законодательства и их правоприменении (ст. 4 ГК РФ, ст. 5 НК РФ). Более того, в действующей на момент приобретения имущества (2013-2014гг.) редакции Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, была представлена группировка основных фондов 14 2928630 «Ключи», которая включала в себя в том числе код ОКОФ 14 2928636 «Ключи ручные», и ей соответствовала первая амортизационная группа. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что налоговая и суды не верно выстроили доказательную базу, используя новую редакцию Классификации основных средств, претерпевшую изменения в следствии введения нового кода ОКОФ ОК 013-2014, и прямой переходный ключ. В свою очередь, позиция налогоплательщика также построена на ошибочном мнении об отсутствии спорного объекта в редакции Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, действующей в спорный период, и включающей в себя старые коды ОКОФ ОК 013-94.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Для поиска кода ОКОФ ОК 013-2014 необходимо использовать код из старого классификатора ОКОФ ОК 013-94 и прямой переходный ключ. Такой способ приведет к безошибочному определению амортизационной группы в большинстве случаев.
  2. При отсутствии найденного кода ОКОФ ОК 013-2014 в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, необходимо определить амортизационную группу по вышестоящему коду. И только если в документе не указан вид основного средства (в случае несоответствия описания объекта наименованию кода и (или) словесному примечанию к коду), срок полезного использования необходимо устанавливать на основании технической документации (п. 6 ст. 258 НК РФ).

Судебные дела, приведенные в данном материале:

  • Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.12.2017г. № Ф02-6247/17 по делу № А33-28571/2016;
  • Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2018г. № Ф07-915/18 по делу № А56-38561/2016;
  • Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.05.2018г. № Ф02-1525/18 по делу № А33-28569/2016;
  • Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.05.2018г. № Ф02-2020/18 по делу № А33-28572/2016;
  • Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2018г. № 08АП-4566/18 по делу № А75-9847/2017;
  • Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.06.2018г. № Ф02-1700/18 по делу № А33-28570/2016.
  • Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018г. № 03АП-1229/18 по делу № А69-1637/2017.

Теги: Классификатор ОКОФ ОК 013-2014Классификатор ОКОФ ОК 013-94Классификация ОС Постановления Правительства РФ № 1ключи ручныекод ОКОФналоговые спорыпрямой переходный ключсудебная практикатрансформатор

Связанные материалы:

  1. Порядок определения амортизационной группы основному средству в налоговом учете;
  2. Как правильно осуществить поиск нового кода ОКОФ2017 в Общероссийском классификаторе (ОК 013-2014)?;
  3. Как применять иерархическую структуру классификатора ОКОФ ОК 013-2014 для определения амортизационной группы основному средству? ;
  4. Необходимо ли присваивать основному средству два кода ОКОФ ОК: ОК 013-94 И ОК 013-2014?;
  5. Как для определения амортизационной группы основному средству с 2017г. по кодам ОКОФ из классификатора ОК 013-2014 использовать коды ОКОФ из классификатора ОК 013-94?;

Остались вопросы? Вы всегда можете связаться с нами!

Звоните по телефону: +7 (495) 215-00-43

Консультации по всем услугам services@fixedassets.ru
Помощь при технических проблемах tech@fixedassets.ru
Помощь в регистрации / оформлении платной подписки info@fixedassets.ru
Помощь в классификации основных средств
с помощью ЭТАЛОННОГО КЛАССИФИКАТОРА
ek@fixedassets.ru
Консультации по вопросам учета основных средств
не связанных с ЭТАЛОННЫМ КЛАССИФИКАТОРОМ
fixedassets@fixedassets.ru
;

Онлайн-справочник

Онлайн-справочник ОКОФ 2017