02.12.2019 Источник:
Тип материала:
  • 1033
  • 0

Что ждет налогоплательщиков в цифровой экономике?

 

Концепция цифровой экономики предполагает, что все сведения об экономических субъектах, объектах экономических отношений и самих этих отношениях (вещных правах, сделках, ограничениях и обременениях прав, льготах, преференциях и законодательных нормах, регулирующих экономические отношения) будут храниться, передаваться и обрабатываться в электронно-цифровой форме. Данный подход позволяет не только упростить хранение, передачу и обработку данных, но и делает возможной массовую автоматизированную их проверку.

Налоговые органы Российской Федерации демонстрируют высокую степень готовности к цифровой экономике. Еще в 2016 году была введена в работу автоматизированная информационная система “Налог 3” в числе задач которой явно упомянуты такие:

  • создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;
  • создание и внедрение электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;
  • переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы;
  • обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов.

(см. Положение об АИС "Налог-3" , п. 4, пп. б), г) и пп. г) и д) дополнительных задач).

Для предприятий и организаций это означает следующее (см. таблицу):

Раньше  Теперь 
 Сведения учета предоставлялись в бумажном виде и анализировались вручную.  Сведения учета должны предоставляться и анализироваться в электронной форме.
 Сведения подавались в налоговый орган только в определенных случаях, известное число раз в году.  Налоговый орган может в любое время провести “внезапную проверку”, выгрузив из учетной системы налогоплательщика данные, нужные для расчета налогов и (остается вопрос о правомерности таких проверок, но можно предположить, что при наличии технической возможности законодательная регламентация – лишь вопрос времени). В перспективе исчезает само понятие налоговой проверки – все хозяйственные операции проверяются в реальном времени.
 Сведения, поступившие в бумажном виде, анализировались долго и потому выборочно, не исключались ошибки, вызванные человеческим фактором.  Автоматическая проверка происходит быстро и возможна сразу по большому числу критериев. Список критериев проверки будет расширен и углублен, в том числе для оценки реального влияния на экономику мер по стимулированию бизнеса за счет налоговых льгот и преференций. Ситуации, требующие ручной проверки экспертами, могут быть автоматически выделены из общей массы и дополнительно тщательно проанализированы вручную.
 Проверка сведений вручную отнимала много времени, потому количество возможных критериев проверки было ограничено.  Автоматическая проверка происходит быстро и возможна сразу по большому числу критериев. Список критериев проверки будет расширен и углублен, в том числе для оценки реального влияния на экономику мер по стимулированию бизнеса за счет налоговых льгот и преференций. Ситуации, требующие ручной проверки экспертами, могут быть автоматически выделены из общей массы и дополнительно тщательно проанализированы вручную.
 Предприятия могли лоббировать в органах власти выгодные им льготы и преференции.  Налоговые органы получат возможность оценить реальный масштаб применения каждой из льгот налогоплательщиками, рассчитать влияние каждой из льгот на налоговую базу и предложить отменить малоэффективные льготы, что может существенно повлиять на размер налоговых платежей отдельных предприятий.
 Предприятия могли решать спорные вопросы о величине налога путем согласований с территориальным налоговым органом.  Все необходимые данные для расчета налога будут доступны на всех вышестоящих уровнях. Любые попытки согласовать налоговый платеж ниже расчетного будут немедленно замечены и оспорены с перспективой штрафов, пени для налогоплательщика и личной ответственности (вплоть до уголовной) его уполномоченных лиц.

 

Применительно к срокам внедрения конкретных технологий в статье "Налогообложение в условиях цифровой реальности: вызовы налогового администрирования и решения для бизнеса", размещенной на сайте Палаты налоговых консультантов, приводятся следующие данные:

  • 2018-2019 годы – модель “цифровой зрелости”, подразумевающая внедрение электронного документооборота и отчетности (в настоящее время уже работает);
  • 2020-2021 годы – модель “полностью цифровой организации”,
  • 2025 год – модель “адаптивная платформа”, которая подразумевает взаимодействие с налогоплательщиками в режиме реального времени и исполнение налоговых обязательств в автоматическом режиме.

Теги: налоговая проверканалоговый мониторингналоговый рискцифровизацияцифровой налоговый контроль