09.01.2020 Источник:
Тип материала:
  • 166
  • 0

Новогодние новости на 2020 год

Новый 2020 год только наступил и у бухгалтеров есть время не пропустить основные изменения с 01.01.2020г. по учету основных средств и уплате налога на прибыль и налога на имущество в отношении активов организации.

Выделим основные законодательные перемены в работе, актуальные для Портала основных средств:

- с отчетности за 2019г. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» определяет требования по раскрытию информации в бухгалтерской отчетности о прекращении использования долгосрочных активов к продаже.

Изменения в ПБУ введены приказом Минфина от 05.04.2019г. № 54н. Теперь факт прекращения использования долгосрочных активов к продаже необходимо отражать в отчетности в составе информации о прекращаемой деятельности.

Справочно. В обновленном ПБУ указано, что под долгосрочными активами к продаже понимаются основные средства и другие внеоборотные активы (за исключением финансовых вложений), использование которых прекращено в связи с принятием решения об их продаже и имеется подтверждение того, что возобновление использования не предполагается. Долгосрочными активами к продаже считаются также предназначенные для продажи материальные ценности, остающиеся от выбытия, в том числе частичного, внеоборотных активов или извлекаемые в процессе их текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции, за исключением случая, когда такие ценности классифицируются в качестве запасов.

- налогоплательщик вправе менять метод начисления амортизации (линейный, нелинейный) не чаще одного раза в пять лет.

Новая редакция п. 1 ст. 259 НК РФ введена Федеральным законом от 29.09.2019г. № 325-ФЗ. Главное, не забыть отразить в учетной политике для целей налогообложения метод начисления амортизации и периодичность его изменения.

- отчитываться по налогу на имущество организаций необходимо будет по новой форме и только за год, в течение налогового периода обязанность предоставлять расчеты по авансовым платежам отменена (более подробно см. в материале Портала основных средств «За 2019г. организациям по налогу на имущество необходимо будет отчитаться по новой форме декларации»);

- налогоплательщик имеет право сдавать декларацию по налогу на имущество централизованно в отношении всей недвижимости (более подробно см. в материале Портала основных средств «С нового года декларацию по налогу на имущество можно сдавать централизованно в одну инспекцию на выбор»);

- при налогообложении исходя из кадастровой стоимости неважен факт учета недвижимости в качества объекта основных средств.

Новая норма введена в п. 1 ст. 374 НК РФ (Федеральный закон от 29.09.2019г. № 325-ФЗ, от 28.11.2019г. № 379-ФЗ).

Напомним, до 31.12.2019г. имущество должно было учитываться на балансе организации как объекты основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Указанная норма сохранилась только при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Справочно. При этом сохраняются иные условия (информация Федеральной налоговой службы от 19.12.2019г. «С 2020 года вводятся новые правила налогообложения недвижимости организаций по кадастровой стоимости»):

  • о принадлежности объектов организации на праве собственности или хозведения;
  • о наличии сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН;
  • об установлении законом субъекта РФ особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и включении торгово-офисных объектов в перечень, ежегодно формируемый уполномоченным органом исполнительной власти региона (ст. 378.2 НК РФ).

- дополнен перечень недвижимости, облагаемой налогом на имущество по кадастровой стоимости.

Изменения внесены в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (Федеральный закон от 29.09.2019г. № 325-ФЗ, от 28.11.2019г. № 379-ФЗ).

Теперь, с 01.01.2020г., помимо жилых помещений, к видам объектов, налоговая база по которым определяется исходя их кадастровой стоимости отнесены: гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

Стоит заметить, что перечень имущества был конкретизирован новым законом № 379-ФЗ в связи с возникновением разночтений будущей редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 (более подробно см. в материале Портала основных средств «Кадастровый переворот – перечень имущества, облагаемого по кадастровой стоимости, является открытым»).

Справочно. Чтобы перейти к исчислению налога на имущество организаций по кадастровой стоимости объектов недвижимости, субъект РФ должен принять соответствующий закон. Если кадастровая стоимость таких объектов не определена, то налог или суммы авансовых платежей по нему в текущем налоговом периоде исчисляются по их среднегодовой стоимости.

Для земельных участков, которые перешли к организациям по наследству, земельный налог будет исчисляться со дня открытия наследства, как уже установлено для наследников-физлиц (информация Федеральной налоговой службы от 19.12.2019г. «С 2020 года вводятся новые правила налогообложения недвижимости организаций по кадастровой стоимости»).

Сам 2019г. принес в повседневную жизнь организаций не мало нового. Одним из существенных и противоречивых новшеств оказалось исключение из налоговой базы по налогу на имущество движимых объектов. Вопрос признания имущества недвижимым и включение в его состав неотъемлемых частей поднимался ФНС неоднократно и дошел до Верховного суда: знаменитое дело № А05-879/2018, где высший судебный орган встал на сторону заявителя – ЗАО «Лесозавод 25», направив его на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области. Позиция ФНС, подтвержденная тремя нижестоящими судебными инстанциями, о включении в состав недвижимости спорных объектов не принята Верховным судом в связи с признанием объектов не предназначенными для обслуживания здания и имеющими самостоятельное технологическое предназначение.

Разговоры чиновников о утверждении единых подходов в данном вопросе до сих пор не нашли свое отражение ни в законе, ни в подзаконных актах.

Из деятельности ФНС России (источник: новость от 21.10.2019г. на сайте nalog.ru):

«В ФНС России состоялось первое заседание Экспертного совета. Его основная задача – формировать предложения по совершенствованию практики применения налогового законодательства крупнейшими налогоплательщиками с учетом отраслевых особенностей, а также обеспечивать единые правоприменительные подходы.

Открывая заседание, заместитель руководителя ФНС России Сергей Аракелов напомнил, что в последние годы возникают споры о налогообложении имущества организаций. Разногласия связаны с различным толкованием формулировки Налогового кодекса РФ «движимое и недвижимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета». Например, налоговые органы квалифицируют в качестве недвижимого имущества трубопроводы, линии электропередач, трансформаторные подстанции и др.

В заседании приняли участие российские и иностранные компании из всех отраслей: нефтегазовой, ритейла, металлургии, энергетики, транспорта, телекоммуникации, промышленного производства, финансового сектора.

Сергей Аракелов предложил определить наиболее спорные объекты имущества, по которым нет единообразных подходов в квалификации данных объектов в качестве движимого / недвижимого имущества, а затем принять комплексное решение, актуальное для всех отраслей. Работа по формированию конкретных предложений для рассмотрения Экспертным советом продолжится в рабочих группах с участием представителей бизнеса и межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Итоги этой работы будут подведены через месяц».

Идентификация объекта и утверждение единицы учета основных средств играет ключевую роль при его классификации кодом ОКОФ, определению амортизационной группы, установлению срока полезного использования и применению налоговых льгот и преференций. Существенных изменений в порядке кодификации и начисления амортизации в налоговом учете в 2019г. не происходило. Такие же нормы будут действовать и в 2020г.

Однако за текущий год в информационно-правовой системе Гарант размещено более 700 судебных актов по запросу: код ОКОФ ­– амортизационная группа ­– срок полезного использования, что подтверждает значимость вопроса и свидетельствует о разночтении в толковании норм между инспекторами и бухгалтерами.

Стоит обратить внимание, что и в бухгалтерском учете, вопрос установления срока полезного использования остался прежним.  Дата вступления ФСБУ «Основные средства» для обязательного применения запланирована на 2021 год (более подробно см. в материале Портала основных средств «Вступление в силу ФСБУ отложено до 2021-2023 гг.»). Вот только до сих пор не все бухгалтера знают, что срок в бухгалтерском учете устанавливать согласно кода ОКОФ и Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы от 01.01.2002г. № 1, нельзя. Более того установленный срок подлежит обязательному пересмотру (более подробно см. в материале Портала основных средств «Используете Классификацию в бухгалтерском учете? Ждите доначислений»). Подтверждает такую позицию Фонд «НРБУ «БМЦ» в рекомендации Р-6/2009-КпР «Изменение срока полезного использования основных средств в течение эксплуатации» и дело № А40-246937/2016 по АО «Ванкорнефть», где в целях пересчета налога на имущество ФНС использовала фактический срок полезного использования объекта, установленный для целей бухгалтерского учета согласно требованиям п. 4 ПБУ 6/01.

С учетом работы, проделанной ООО «ЦИФТ» за 2019г., можно смело заявить, что проблемы в учете основных средств у организаций существуют в 90% случаев (более подробно см. в материалах Портала основных средств «Аналитический обзор рисков бизнеса при цифровом налоговом контроле за учетом основных средств» и «Проблемы и риски неэффективного учета основных средств, которые приводят к финансовым потерям бизнеса»).

Предстоящая цифровизация бизнеса и возможность перехода компаний на налоговый мониторинг, обеспечивающий доступ налоговых органов к учетным системам, не позволит организациям допускать ошибки и недоплачивать налоги (более подробно см. в материале Портала основных средств «Готов ли бизнес к цифровому налоговому контролю со стороны ФНС»).

Из заседания расширенной коллегии ФНС России, где подводились итоги работы за 10 месяцев 2019г. и ставились задачи до конца 2019г. (источник: новость от 21.11.2019г. на сайте nalog.ru):

«Если посмотреть тренды поступлений налогов за последние пять лет, то при росте экономики на 3,2% поступления налогов в реальном выражении, то есть без учета инфляции, выросли в 1,4 раза. При этом удельный вес налоговых доходов в ВВП увеличился более чем на 4 п.п., в том числе ненефтегазовых доходов на 3 п.п.», - заявил Михаил Мишустин.

За 10 месяцев 2019 года в консолидированный бюджет РФ поступило 18,9 трлн рублей, это на 7,9%, или на 1,4 трлн рублей, или больше, чем за аналогичный период 2018 года. В федеральный бюджет поступило 10,5 трлн рублей с ростом на 7,1%, или на 0,7 трлн рублей.

Цифровизация налогового администрирования повлияла и на контрольную работу. В январе-сентябре 2019 года количество выездных проверок сократилось на 34,4% (с 10,9 тыс. до 7,1 тыс.).

Основной акцент Служба делает на добровольном уточнении налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Доля поступлений по аналитической работе за девять месяцев выросла до 35% в общих поступлениях по контрольно-аналитической работе, в прошлом году этот показатель составлял 25%. Без проведения налоговых проверок в бюджет дополнительно поступило 90 млрд рублей, что в 1,6 раза больше, чем за девять месяцев 2018 года.

Обоснованность контрольных мероприятий подтверждается снижением количества жалоб на результаты выездных проверок. За девять месяцев их число снизилось почти в два раза – на 45,4% (с 4,3 тыс. до 2,4 тыс.). Количество судебных споров с бизнесом сократилось более чем на 20%.

В то же время сокращается задолженность. Показатель DTI (debt to income) «Отношение долга к поступлениям» (международный показатель, который характеризует эффективность работы с долгом) за девять месяцев составил 6,4%. Это самый низкий показатель за 15 лет. Совокупная задолженность снизилась на 24 млрд рублей, или на 1,3 %».

ФНС настроена минимизировать трудозатраты, увеличивая поступления в казну. И если компания не возьмется за свой учет уже сейчас, за нее это сделает инспектор-компьютер налоговой службы.

«Дальнейшая стратегия Службы в условиях цифровой трансформации экономики – это развитие бесконтактных технологий контроля, незаметных для плательщика. При этом новые технические возможности Службы позволяют успешно создавать такие инструменты для работы со всеми категориями бизнеса», - заявил Михаил Мишустин.

Тема трансформации налоговых органов в условиях цифровой экономики, а также создание условий для незаметного налогового администрирования стала основной на прошедшем накануне XXVI заседании Координационного совета руководителей налоговых служб государств – участников СНГ.

Яркий пример «незаметного» администрирования – налоговый мониторинг. Налогоплательщики открывают свои информационные системы, что позволяет налоговому органу контролировать миллионы операций в режиме реального времени без истребования документов. Взамен налоговые органы предоставляют компаниям мотивированные мнения по отдельным операциям. Уже составлено 45 мотивированных мнений на 121 млрд рублей.

Внедрение налогового мониторинга во многом стало возможным благодаря реформе всей системы администрирования крупнейших налогоплательщиков. С 1 февраля 2019 года компании сгруппированы в инспекциях с учетом их специализации и потенциальных налоговых рисков, характерных для определенных отраслей экономики. В налоговых органах зарегистрированы 2 858 крупнейших налогоплательщиков, которые обеспечивают почти половину (47,6%) всех доходов консолидированного бюджета РФ (8 трлн рублей)».

Теги: амортизационная группакод ОКОФналоговая проверкасрок полезного использованиясудебная практикацифровизация

Связанные материалы:

  1. Что ждет налогоплательщиков в цифровой экономике?;
  2. Проблемы и риски в учете основных средств при переходе к цифровому налоговому контролю;
  3. Аналитический обзор рисков бизнеса при цифровом налоговом контроле за учетом основных средств;
  4. Проблемы и риски неэффективного учета основных средств, которые приводят к финансовым потерям бизнеса ;