Готов ли бизнес к цифровому налоговому контролю со стороны ФНС

 

Всеобщая цифровая трансформация процессов изменила методы налогового администрирования. Благодаря развитию информационных технологий налоговый контроль стал более эффективным, что отражается ежегодным ростом налоговых поступлений в бюджет.  

В итоге, готов ли бизнес, не изменяя принципов ведения учета с оценочных на стандартизированные методы, быстро реагировать на революционные процессы в налоговом администрировании? Судите сами.

Из заседания расширенной коллегии ФНС России, где подводились итоги работы за 10 месяцев 2019г. и ставились задачи до конца 2019г. (источник: новость от 21.11.2019г. на сайте nalog.ru): «Руководитель ФНС России Михаил Мишустин, заявил, что амбициозная задача централизовать разрозненные налоговые данные в единую систему и создать технологическую базу администрирования на годы вперед выполнена. ФНС России завершила внедрение АИС «Налог-3». «АИС «Налог-3» – одна из крупнейших баз данных в мире – это 705 Тбайт, и ее объем постоянно растет. Мы создали цифровую экосистему, которая позволяет применять новые подходы в налоговом администрировании, развивать аналитику, расширять возможности экстерриториальных принципов взаимодействия с налогоплательщиками и оказания услуг. Другими словами – адаптировать систему налогового администрирования к трансформации экономики и бизнеса в новой реальности убер-экономики», – отметил глава ФНС России.

За 10 месяцев 2019 года в консолидированный бюджет РФ поступило 18,9 трлн рублей, это на 7,9%, или на 1,4 трлн рублей, или больше, чем за аналогичный период 2018 года. В федеральный бюджет поступило 10,5 трлн рублей с ростом на 7,1%, или на 0,7 трлн рублей.

 «Дальнейшая стратегия Службы в условиях цифровой трансформации экономики – это развитие бесконтактных технологий контроля, незаметных для плательщика. При этом новые технические возможности Службы позволяют успешно создавать такие инструменты для работы со всеми категориями бизнеса», – заявил Михаил Мишустин.

Тема трансформации налоговых органов в условиях цифровой экономики, а также создание условий для незаметного налогового администрирования стала основной на прошедшем накануне XXVI заседании Координационного совета руководителей налоговых служб государств – участников СНГ. Яркий пример «незаметного» администрирования - налоговый мониторинг. Налогоплательщики открывают свои информационные системы, что позволяет налоговому органу контролировать миллионы операций в режиме реального времени без истребования документов. Взамен налоговые органы предоставляют компаниям мотивированные мнения по отдельным операциям. Уже составлено 45 мотивированных мнений на 121 млрд рублей».

Что сейчас приносит и уже завтра начнет приносить государству дополнительные миллиарды рублей доначисленных налогов в бюджет:

  • внедренный комплекс АСК НДС, обеспечивающий автоматизированный контроль за уплатой НДС, и онлайн-кассы, которые гарантируют выявления нарушений на основе цифрового анализа информации о расчетах, что позволяет поминутно администрировать весь объем выручки;
  • запуск с марта 2019г. национальной системы маркировки и прослеживания продукции «Честный знак» обеспечит переход на тотальный контроль за выпуском и реализацией продукции (к 2024 году система охватит все отрасли промышленности), и изменит подход к применению электронного документооборота между ФНС и налогоплательщиком;
  • в борьбе с уклонением от уплаты НДФЛ и страховых взносов ФНС с первого квартала 2020г. внедряет автоматизированный механизм, позволяющий прицельно вычислять компании с теневой заработной платой;
  • с января 2020г. будет осуществлен переход на цифровые электронные трудовые книжки, что расширит возможности ПФР по сбору и обработке данных о труде и занятости населения.

Работа каждой из перечисленных систем основана в том числе на специальных цифровых кодах, которые унифицируют операции/группу товаров (работ, услуг) или юридическое/физическое лицо. Например, для АСК НДС – это ИНН, системы «Честный знак» – ИНН, ОКПД2 и ТН ВЭД, система по контролю уплаты НДФЛ и страховых взносов – ИНН и ОКВЭД.

Поскольку кодификация является основой стандартизации цифрового налогового контроля, простым и очевидным решением будет идентификация всех параметров ведения учета налогоплательщика, где используются коды из Общероссийских классификаторов. Например, связка ОКПД2-ОКВЭД позволит проконтролировать размер платежей в фонд социального страхования, ТН ВЭД/ОКПД2-ОКОФ и кадастровый номер – обеспечат контроль за начислением налога на прибыль и налога на имущество, рассчитанных со сведений учета основных средств. Вышеуказанное позволит ФНС выявить все имеющиеся нарушения за любой срок, независимо от результатов предыдущих налоговых проверок, т.е. за пределами трехлетнего срока.  

Из газеты «Коммерсантъ» №229 от 12.12.2018г.: «По мнению главы ФНС, налоговое администрирование превратится и в мире, и в России, которая сейчас опережает большинство юрисдикций по уровню цифровизации налоговых сервисов, в «адаптивную платформу», работающую исключительно с цифровыми источниками данных и с цифровыми идентичностями налогоплательщиков, оперирующую в режиме реального времени и со встроенным налоговым комплаенсом. По существу, это означает, что в перспективе 10–15 лет ФНС видит себя как сервисную службу, чья IT-инфраструктура тесно взаимодействует в режиме реального времени с «цифровыми процессами» внутри компании-налогоплательщика, в том же режиме проверяя корректность уплаты налогов («автоматическое выполнение налоговых обязательств без усилий»). Это предполагает, что подтвердил Михаил Мишустин, практически полную прозрачность экономики для государства и «новый уровень доверия между обществом и государством».

Данные факты предупреждают налогоплательщиков, что ФНС уже успешно использует кодификацию (ИНН, ОКВЭД, ТН ВЭД, ОКПД2, ОКОФ и проч.) в рамках новой концепции и позволяет автоматизированно проверять уплату налогов. При этом, введение цифрового контроля, посредством доступа к данным учетных систем налогоплательщика, происходит с существенным опережением графика. Впереди – полная прозрачность бизнеса в общении с государством.

Во избежание рисков, налогоплательщикам необходимо максимально стандартизировать ведение учета: регламентировать документооборот и модернизировать учетную систему, дополнительно усилить контроль за вводимой информацией и нормами, применяемыми компанией, чтобы исключить применение в учете оценочных суждений.

Обратим внимание на учет основных средств. Практически 85% судов по оспариванию выбранного кода ОКОФ для начисления амортизации и применения налоговых льгот и преференций проиграно налогоплательщиками.

При этом в судебной практике не было ни одного акта, где налогоплательщик пытался доказать выбор кода ОКОФ на основании кода товарных группировок (ОКДП и ОКПД2), присвоенного и переданного покупателю производителем оборудования. В свою очередь, благодаря системе «Честный знак», на основании которой маркировка товаров производится в привязке к коду ОКПД2, инспектора смогут владеть полноценной информацией о выпускаемой продукции организаций.

Справочно. На основании кодов ОКДП и ОКПД2 образованы коды ОКОФ ОК 013-94 и ОКОФ ОК 013-2014, соответственно. Взаимосвязь группировок установлена в соответствии с прямым указанием на это в Общероссийских классификаторах основных фондов.

ООО «ЦИФТ», проверяя учет основных средств, отмечает, что при приобретении продукции в сопроводительной документации на объект в 95% случаев отсутствуют коды товарных группировок. Такой подход свидетельствует об отсутствии выстроенной системы для безошибочной классификации объектов основных средств. Идентификация объектов и утверждение единицы учета основных средств с присвоением статуса движимый/недвижимый объект, а также выявлением его границ и состава, не регламентированы, что приводит к ошибкам. Используемые организациями справочники в учетных системах для выбора кода ОКОФ и определения амортизационной группы содержат неактуальные и несуществующие параметры, что увеличивает налоговые риски и снижает качество управленческих решений. Затруднительное извлечения из учетных систем данных снижает качество оценки сведений учета.

В текущей ситуации очевидно, что отсутствие или «незначительные» претензии ФНС и аудиторов, не могут свидетельствовать о верном учете основных средств, количество которых может достигать от сотен до тысячи объектов.

Уже сейчас становится ясно, что с бездушным механизмом налогового администрирования, ориентированным на стандартизацию и автоматизированную обработку данных налогоплательщика, бороться возможно лишь при наличии подобной системы внутри компании. Спорить с усовершенствованной технологией налогового контроля бесполезно, что доказывает существующая система АСК НДС, проверяющая уклонение от неуплаты налога автоматически и служащая одним из самых плодотворных источников дохода в бюджет.

Как видно, разработка взаимоувязанной на общепринятых параметрах системы, позволит инспекторам не допустить неуплату в бюджет и рубля. В подтверждение, создание виртуальной транзакционной среды ‒ замкнутой цифровой экосистемы, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки, а ФНС РФ сможет автоматически исчислять и удерживать налоги в момент совершения транзакций, о котором Михаил Мишустин рассказал на Форуме по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития в Чили 27.03.2019г.

Таким образом, обоснованно рекомендуем организациям заняться учетом уже сейчас. Стратегия развития деятельности организации на 2020г. – это не только разработка новых бизнес-процессов, но и внедрение контрольных автоматизированных процедур, позволяющих не только не бояться налоговых проверок, но и избежать возможности выявления ошибок в режиме реального времени.

Справочно. На нашем Портале основных средств, в решении «Эталонный классификатор» отражено взаимодействие между всеми кодами Общероссийских классификаторов, которые отвечают в том числе за учет основных средств. Все данные программы интегрированы с ИИС ГАРАНТ, что позволяет проверить наличие расхождений по коду ОКОФ между данными справочника учетных систем, используемых организацией, с данными, отраженными на ресурсе.

 

Теги: кодификацияналоговая проверканалоговый контрольналоговый мониторингцифровизацияцифровой налоговый контроль

Связанные материалы:

  1. Интервью С.В. Разгулина о некоторых вопросах учета основных средств ;
  2. Перечень товаров, закупка которых осуществляется через электронный аукцион, основан на ОКПД2;
  3. С нового года декларацию по налогу на имущество можно сдавать централизованно в одну инспекцию на выбор ;