Может ли код ОКОФ влиять на применение льготы по налогу на имущество организаций?
О льготе по налогу на имущество в целом
Льгота по налогу на имущество организаций – это предоставляемая отдельным категориям налогоплательщиков возможность (право) не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Основание – п. 1 ст. 56 НК РФ.
! Пониженная ставка налога - это налоговая преференция, но не льгота (в подтверждение Письмо Минфина РФ от 03.09.2015г. № 03-05-05-01/50668).
В зависимости от того, к компетенции каких публично-правовых образований относятся вопросы установления и отмены льготы по налогу на имущество, их можно разделить на:
- федеральные льготы. Установлены Налоговым кодексом РФ и могут применяться во всех субъектах РФ, где введен налог на имущество организаций (п. 3 ст. 56, п. 1 ст. 372 НК РФ).
Федеральные налоговые льготы по налогу на имущество организаций перечислены в ст. 381 НК РФ.
! Федеральные льготы по налогу на имущество не требуют повторного закрепления в соответствующем законе субъекта РФ (Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2006г. № 74-Г06-11).
- льготы субъектов РФ. Установлены законом субъекта РФ и могут применяться только на территории такого субъекта (п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 372 НК РФ).
Региональные льготы по налогу на имущество организаций перечислены в законах субъектов РФ, ознакомится с ними можно на сайте ФНС с помощью сервиса "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам", перейдя по ссылке: http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.
В данной статье рассмотрим федеральные льготы, при установлении права применения которых существенную роль играет код ОКОФ, присвоенный основным средствам, в частности это:
- льгота в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью;
- льгота в отношении энергоэффективных объектов.
! Важно! Налоговое законодательство РФ не обязывает применять налоговые льготы (пп. 3 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 56 НК РФ). Т.е. организация самостоятельно принимает решение воспользоваться предусмотренными преференциями, и не носит заявительный характер. Однако, налоговые органы имеют право проверить основания применения льгот организациями при камеральных и выездных налоговых проверках (п. 6 ст. 88, п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ).
Федеральные льготы по налогу на имущество, применение которых напрямую зависит от кода ОКОФ
От кода ОКОФ, присвоенного объекту основного средства, зависит не только установление объекта налогообложения налогом на имущество организаций, размер амортизационных отчислений, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, применение в налоговом учете ускоренной амортизации и амортизационной премии, но и правоприменение льготы по налогу на имущество, поэтому верная классификация объекта основного средства играет существенную роль при принятии его к учету.
Рассмотрим подробнее виды федеральных налоговых льгот, применение которых напрямую связано с кодом ОКОФ.
Льгота по налогу на имущество для организаций в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью
Согласно п. 11 ст. 381 НК РФ от налога на имущество освобождаются организации в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.
В настоящий момент действует Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 504. В нем отражена таблица с указанием кода ОКОФ в цифровом и текстовом виде, примечаний к коду.
Таким образом, льгота предоставляется в отношении имущества, указанного в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 504, что обуславливает должное внимание к верной классификации объектов основных средств.
Льгота по налогу на имущество для организаций в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность
Согласно п. 21 ст. 381 НК РФ от налога на имущество освобождаются организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. Данную льготу можно применять в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. В состав основных средств такое имущество должно быть включено после 31.12.2011г.
Под объектами, имеющими высокую энергоэффективность, следует понимать следующие объекты:
1) вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность в соответствии с Перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ.
С 30.06.2015г. по настоящее время такой перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015г. № 600. До 29.06.2015г. действовал перечень Постановления Правительства РФ от 16.04.2012г. № 308.
В Перечне отражена таблица с указанием наименования объекта, его кода ОКОФ в цифровом и текстовом виде, качественные характеристики объекта, обусловливающие его высокую энергетическую эффективность.
Таким образом, льгота предоставляется в отношении имущества, указанного в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015г. № 600, что обуславливает должное внимание к верной классификации объектов основных средств.
2) вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.
В отношении имущества, имеющего высокий класс энергетической эффективности, законодатель не закрепил перечень кодов ОКОФ, соответствующие льготируемому имуществу.
Однако при применении указанной льготы, верная классификация объектов является безусловным подспорьем.
Неоднозначные противоречия
Стоит обратить внимание на следующие противоречия, возникшие с утвержденными на текущий момент перечнями Постановления Правительства РФ в отношении льготируемых объектов по налогу на имущество организаций:
1) С 01.01.2017г. в действие введен новый Классификатор ОКОФ ОК 013-2014. При этом в Перечень Постановления Правительства РФ № 540 и № 600 не внесены изменения, в документе указаны старые коды ОКОФ из Классификатора ОКОФ ОК 013-94, действующего до 31.12.2016г.
При выявлении с 01.01.2017г. вновь вводимых льготируемых объектов в соответствии с п. 11 и п. 21 ст. 381 НК РФ необходимо руководствоваться старыми кодами ОКОФ ОК 013-94. Позиция подтверждена в Письме Минфина России от 05.10.2016г. № 03-05-04-01/57818. Т.е. налогоплательщикам, присвоившим объекту основного средства код ОКОФ ОК 013-2014, можно воспользоваться обратным переходным ключом от ОКОФ ОК 013-2014 к ОКОФ ОК 013-94 и определить, относится ли такой объект к льготируемому имуществу.
2) В бухгалтерском учете с 01.01.2017г. при определении срока полезного использования объекта основного средства использовать Классификацию ОС Постановления Правительства РФ № 1 нельзя. Т.е. код ОКОФ ОК 013-2014 в целях расчета амортизации в бухгалтерском учете уже не играет значения. Однако, для установления объекта налогообложения и выявления льготируемых объектов по налогу на имущество организаций код ОКОФ для объектов основных средств в бухгалтерском учете присваивать необходимо.
Теги: бухгалтерский учетвысокая энергоэффективностьналог на имуществоналоговая льготаобратный переходный ключОКОФосновное средствосрок полезного использованияфедеральные автомобильные дороги
Связанные материалы:
- Как код ОКОФ, присвоенный основному средству, влияет на налоговую базу по налогу на имущество?;
- ФНС о возможности применения налоговой льготы по энергоэффективности в отношении недвижимого имущества ;
- Как читать структуру кода ОКОФ ОК 013-2014 для правильной классификации объектов учета;
- Можно ли при выборе кода ОКОФ руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, используя при этом код ОКОФ и словесные примечания?;
- Порядок классификации объекта основных средств кодом ОКОФ ОК 013-2014;