Редакция № 11 в Классификацию Постановления Правительства РФ № 1 может привести к ошибкам в учете основных средств

С момента обновленной версии Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г. № 1, прошло три года.

Справочно. С 01.01.2017г. новая редакция № 9 документа от 07.07.2016г. (внесена Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016г. № 640) разработана на основе Общероссийского классификатора основных фондов ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014г. № 2018-ст). До 01.01.2017г. действовала старая редакция № 8 от 06.07.2015г. (внесена Постановлением Правительства РФ от 06.07.2015г. № 674), базирующая на Общероссийском классификаторе основных фондов ОКОФ ОК 013-94 (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994г. № 359), который утратил свое действие с 01.01.2017г.

За этот период в документ внесено два изменения:

Обращаем внимание. Подзаконный акт распространяется на ситуации, возникшие до их принятия.

Редакция № 11 принесла всего 5 поправок в Классификацию Постановления Правительства РФ № 1: к коду ОКОФ 220.42.99.11.110 «Сооружения для горнодобывающей промышленности и связанные сооружения» дополнительно добавлено словесное примечание, четыре его нижестоящих кода включены в седьмую амортизационную группу (см. Таблица 1).

 Таблица 1

Код ОКОФ ОК 013-2014

Редакция № 10

Редакция № 11

Цифровой код

АГ/подраздел

Примечание к коду

АГ/подраздел

Примечание к коду

220.42.99.11.110 «Сооружения для горнодобывающей промышленности и связанные сооружения»

 

7 (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно) / Сооружения и передаточные устройства

-

7 (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно) / Сооружения и передаточные устройства

включая горные выработки, элементы горных выработок, технические сооружения (в том числе шахтные стволы, бремсберги, водосборники, восстающие, водоотливы, гезенки, горизонты, дучки, зумпфы, забои, камеры, квершлаги, косовичники, лавы, околоствольные дворы, орты, просеки, раскоски, рудоспуски (породоспуски), рукава, сбойки, скаты, скважины, спуски, уклоны, ходки, шпуры, штольни, штреки, шурфы, ниши, заходки, сопряжения выработок, разминовки, бункеры, заезды, съезды, подземные склады, площадки для складирования, нагорные канавы и иные виды горных выработок и сооружений), кроме основных средств, включенных в другие группы

220.42.99.11.111

«Станции погрузки и разгрузки»

Код не представлен

7 (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно) / Сооружения и передаточные устройства

-

220.42.99.11.112

«Стволы шахтные главные и шахтные коперы»

Код не представлен

7 (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно) / Сооружения и передаточные устройства

-

220.42.99.11.113

«Тоннели и горизонтальные выработки, связанные с горными работами»

Код не представлен

7 (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно) / Сооружения и передаточные устройства

-

220.42.99.11.119

«Сооружения для горнодобывающей промышленности и связанные сооружения прочие, не включенные в другие группировки»

Код не представлен

7 (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно) / Сооружения и передаточные устройства

-

 

 

Как видно, все изменения касаются группировки «Сооружения для горнодобывающей промышленности и связанные сооружения». Однако такого рода поправки нарушают принцип определения амортизационной группы, существующий в Классификации Постановления Правительства РФ № 1.

Дело в том, что в документе заложен «принцип наследования» – иерархический метод, при котором нижестоящие коды ОКОФ ОК 013-2014 наследуют набор амортизационных групп от вышестоящих кодов, представленных в Классификации Постановления правительства РФ № 1.

С учетом данного принципа, ранее до вступления в силу редакции № 11, все четыре нижестоящих кода для родительского кода ОКОФ 220.42.99.11.110 «Сооружения горнодобывающей промышленности и связанные сооружения» наследовали седьмую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно). Согласно редакции № 11 теперь этим нижестоящим кодам седьмая амортизационная группа определена напрямую. Более того, вышестоящий код также оставлен и к нему добавлены словесные примечания, которые детально описывают входящие в амортизационную группу сооружения с излюбленной оговоркой «кроме основных средств, включенных в другие группы».

Что получилось в итоге? Нелогичная череда изменений, внесшая вероятность неверного толкования налогоплательщиком правил кодификации и определения амортизационной группы.

Во-первых, добавление персонифицированного словесного примечания к родительскому коду 220.42.99.11.110 «Сооружения горнодобывающей промышленности и связанные сооружения» не имело никакого смысла. В общем порядке примечания в Классификации Постановления Правительства РФ № 1 позволяют определить объект в ту или иную группу в связи с наличием в документе одного кода ОКОФ ОК 013-2014 в нескольких амортизационных группах. В случае, если объект представлен в документе по коду напрямую, наличие у вышестоящего кода иных правил является противоречием и словесные примечания к нему для нижестоящих кодов не играют никакой роли. Классификация объекта основных средств производится кодом, не имеющим нижестоящих кодов, и только после того, когда налогоплательщик убедится, что объект не указан в документе напрямую, можно определить амортизационную группу по вышестоящему коду. Во-вторых, перечисление в словесном примечании сооружений, поименованных в ГОСТ Р 57719-2017 «Горное дело. Выработки горные. Термины и определения», не имеет никакой смысловой нагрузки в связи с наличием в иерархической структуре кода 220.42.99.11.110 «Сооружения горнодобывающей промышленности и связанные сооружения» нижестоящего кода 220.42.99.11.119 «Сооружения для горнодобывающей промышленности и связанные сооружения прочие, не включенные в другие группировки», позволяющего классифицировать любое сооружение, не указанное в других нижестоящих группировках.

Таким образом, можно сделать вывод, что специалисты, ответственные за пересмотр и изменение структуры Классификации Постановления Правительства РФ № 1 не владеют основополагающими принципами, заложенными в документе. Вместо того, чтобы устранить уже существующие неясности создаются новые.

Например, до сих пор словесное примечание «включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним; серверы различной производительности; сетевое оборудование локальных вычислительных сетей; системы хранения данных; модемы для локальных сетей; модемы для магистральных сетей» к коду ОКОФ 330.28.23.23 «Машины офисные прочие», представленному во второй амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 дет включительно) позволяет определить группу объектам, не подлежащим классификации в данной группировке (в связи с наличием в иерархической структуре кода вышестоящего кода 330.28.23 «Машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования», исключающего указанные объекты).

Или коду ОКОФ 220.42.21.13.123 «Система канализации» соответствует две амортизационные группы: седьмая (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно) со словесным примечанием «включая канализационные сети (асбоцементные, стальные), канализационные коллекторы, внеплощадочные сети канализации, отводные коллекторы очистных вод, включая канализационные насосные станции» и девятая (имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно) со словесным примечанием «включая канализационные сети керамические, чугунные; канализационные коллекторы; внеплощадочные сети канализации, отводные коллекторы очистных вод». Как видно, часть словесных примечаний, соответствующих разным амортизационным группам, одинаковы: «канализационные коллекторы; внеплощадочные сети канализации, отводные коллекторы очистных вод». Тем самым, налогоплательщик предстает перед выбором между седьмой и девятой группой. Более того, согласно нормам русского языка, формулировку со словом «включая …» можно трактовать следующим образом: к седьмой группе относятся все сооружения канализации, в т.ч. и канализационные сети (асбоцементные, стальные).

Наличие неоднозначных трактовок усложняет работу с Классификацией Постановления Правительства РФ № 1, что может привести к налоговым спорам по налогу на прибыль организаций. Однако при строгом соблюдении алгоритма работы вероятность попасть на крючок следопыта-инспектора сводится к нулю. Напомним основные правила для определения амортизационной группы:

  1. Произвести кодификацию кодом ОКОФ ОК 013-2014 объект основных средств, соблюдая два важных требования: код не должен иметь нижестоящих кодов и наименование, технические характеристики, функциональное назначение и отраслевая принадлежность объекта должны соответствовать наименованию и иерархической структуре кода.
  2. Определить амортизационную группу объекту напрямую (по вышестоящему коду) с учетом словесных примечаний при наличии, соблюдая важное требование: по вышестоящему коду определить группу можно только при отсутствии объекта в документе напрямую.
  3. Установить срок полезного использования объекту в пределах амортизационной группы с учетом правил определения границ срока в учетной политики.
  4. При отсутствии объекта в документе установление срока полезного использования в налоговом учете необходимо произвести согласно п. 6 ст. 258 НК РФ с учетом технической документации. Напомним, что объект может быть не указан в Классификации Постановления Правительства РФ № 1 по двум причинам: в документе не представлен код ОКОФ объекта (его вышестоящий код) или словесное примечание к коду ОКОФ объекта (его вышестоящему коду) не соответствует описанию объекта.

 

Теги: амортизационная группаКлассификация ОС Постановления Правительства РФ № 1

Связанные материалы:

  1. Используете Классификацию в бухгалтерском учете? Ждите доначислений;
  2. Новогодние новости на 2020 год;
  3. Отклонение от установленного в налоговой учетной политике порядка определения СПИ «минимум плюс один месяц» является ошибкой;
  4. Какой уровень структуры кода ОКОФ ОК 013-2014 не приведет к ошибкам при определении амортизационной группы?;
  5. Как читать структуру кода ОКОФ ОК 013-2014 для правильной классификации объектов учета;