ФНС начинает проверять бизнес в режиме 24/7!

Новая концепция налогового мониторинга

Распоряжением Правительства РФ от 21 февраля 2020 г. № 381-р, утверждена обновленная и существенно дополненная концепция развития налогового мониторинга. В предлагаемой концепции ярко отражен существующий тренд на построение "цифровой экономики", организацию полноценного безбумажного документооборота, учета и контроля с использованием современных технологий высокоскоростной связи и обработки информации в цифровой форме.

Успех реализации со стороны ФНС технической части проекта, описанного в новой концепции, после успешной реализации проекта по контролю за НДС в рамках АИС "Налог-3", сомнений не вызывает. Всерьез озаботилось Правительство и юридическим обеспечением функционирования обновленной системы мониторинга. С одной стороны, концепция прямо предписывает придание юридической значимости данным, поступающим в налоговые органы от налогоплательщиков по электронным каналам и с использованием технологий электронной подписи. С другой стороны, предусматривается неукоснительное соблюдение норм законодательства о государственной и коммерческой тайне, защите информации и персональных данных с целью обеспечения надежности передачи информации, сохранения ее целостности и конфиденциальности.

Преимущества новой концепции для налогоплательщика

С точки зрения налогоплательщика измененная концепция оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, имеются очевидные преимущества, связанные с применением цифровых технологий, в частности:

  • снижаются затраты на ведение учета и подготовку данных для налогового контроля, для участников налогового мониторинга фактически отменяются налоговые проверки, отнимавшие у финансовых служб организаций много времени и сил;
  • существенно сокращаются сроки на проведение мероприятий налогового контроля со стороны ФНС;
  • значительно уменьшается вероятность связанных с человеческим фактором ошибок, потери или утечки информации на этапе подготовки и передачи данных для налоговых органов, которые ранее были неизбежны, поскольку данные готовились и передавались вручную;
  • со стороны ФНС декларируется проактивный подход к оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятия, направленный, в первую очередь, на выявление "узких мест", способных привести к недоплате налогов и иным нарушениям налогового законодательства, с последующим информированием налогоплательщика об имеющейся проблеме и указаниями по ее разрешению (с обязательным указанием сроков проверки устранения проблемы).

Опасности новой концепции для налогоплательщика

С другой стороны, те налогоплательщики, которые реально оценивают состояние данных своего учета, не могут не испытывать опасений при переходе от обычного налогового контроля к налоговому мониторингу. Наиболее серьезны следующие опасения:

  • налоговый орган сможет получать в реальном времени данные о хозяйственной деятельности предприятия, т. е. вся информация окажется у налогового органа одновременно с появлением ее в базе предприятия, внесение каких-либо правок в данные учета с целью устранить или скрыть проблему также будет замечено налоговым органом;
  • данные учета будет проверять автомат, неэффективная выборочная ручная (экспертная) проверка, способная выявить лишь малую долю рисков и ошибок учета, уходит в прошлое, сведения, поступившие от налогоплательщика, будут проверяться сплошь;
  • откроется возможность перекрестной проверки нескольких предприятий, проблемы, выявленные на каждом из них (в том числе при ручном анализе с привлечением экспертов), немедленно повлияют на формирование требований к новой версии алгоритма проверки данных для всех предприятий;
  • возможность договориться с налоговым органом на месте, напротив, закроется: если такая договоренность и будет иметь место, то ее результат может быть в любое время проверен вышестоящим налоговым органом, поскольку у него будут все необходимые данные для проведения анализа, что и у местного налогового органа, формально осуществляющего проверку данного налогоплательщика, а потому при обнаружении занижения суммы уплаченных налогов вышестоящий орган легко опротестует договоренность на уровне нижестоящего органа;
  • с требованиями ФНС, основанными на результатах мониторинга, станет невозможно спорить в суде, поскольку данные, на которых основан расчет налогового органа, аналогичны тем, что представлены в учетной системе налогоплательщика, следовательно, попытка оспорить решение налогового органа в суде приведет только к трате времени и денег.

Проведенный ООО "ЦИФТ" за последние 5 лет анализ сведений учета от более чем 30 наших клиентов из десятка различных отраслей экономики показывает, что указанные опасения имеют под собой реальные основания. Из приведенного ниже рисунка следует, что в среднем количество объектов, содержащее ошибки, никогда не составляло менее 30%б а с вводом в  действие нового классификатора ОКОФ (ОК 013-2014 СНС 2008) повысилось до 80-98%.

Типичные ошибки учета

Типичными ошибками учета основных средств, которые легко обнаруживаются даже простыми системами автоматического контроля правильности учета, являются следующие:

  • сохранение в учете более 1 месяца объектов с нулевой остаточной стоимостью (эти объекты, в случае, если они реально имеются и работают, налоговый орган может заставить переоценить и уплатить налог на имущество по итогам переоценки);
  • неоднозначная классификация объектов, т. е. присвоение одинаковым объектам неверных кодов ОКОФ (ОК 013-2014 СНС 2008) и, как следствие, неверное определение амортизационной группы, срока полеpного использования, неправомерное применение льгот (для таких объектов налоговый орган может выявить недостачу по налогу на иущество и/или на прибыль, и провести соответствующие доначисления, с учетом штрафных санкций).

Перспективы развития налогового мониторинга

В настоящее время число участников налогового мониторинга невелико: с начала проекта по конец 2019 года оно увеличилось лишь с 21 до 90 компаний. Однако новая концепция предусматривает резкий рост этого числа: к 2022 году - не менее 3 879 плательщиков, к 2024 году - не менее 7 827. Много это или мало? Для сравнения возьмем число публичных акционерных обществ в России (данные взяты со http://www.spark-interfax.ru/ru/statistics) которые, как правило, являются наиболее крупными коммерческими организациями страны). Из приведенного рисунка видно, что при текущем тренде на сокращение числа юридических лиц (он типичен не только для публичных, но и для частных компаний) к 2023 году число участников мониторинга сравнится с числом публичных компаний и даже превзойдет его.

Таким образом, почти все крупные компании будут, согласно плану, включены в число участников мониторинга. Не стоит забывать, что к 2025 году испытательный период, в рамках которого предполагается добровольное участие налогоплательщиков в налоговом мониторинге, заканчивается. Сделанные по итогам пробного периода выводы ложатся в основу “адаптивной платформы ФНС”, которая подразумевает обязательную организацию взаимодействия с налогоплательщиками в режиме реального времени с автоматическим формированием и исполнением налоговых обязательств.

Все, кто в ближайшие 5 лет не успеют привести свой учет в соответствие с требованиями налогового законодательства, накопят риски и подвергнутся налоговым санкциям.

 

Теги: налоговый мониторингналоговый рискцифровизацияцифровой налоговый контроль

Связанные материалы:

  1. Что ждет налогоплательщиков в цифровой экономике?;
  2. Аналитический обзор рисков бизнеса при цифровом налоговом контроле за учетом основных средств;
  3. Проблемы и риски в учете основных средств при переходе к цифровому налоговому контролю;